Главная Статьи Как стать HR-специалистом

Как стать HR-специалистом

08.04.2024
От чего зависит эффективность компании? От правильного распределения финансовых вложений, успешного маркетинга, грамотного руководства, состояния экономики и множества других вещей. Есть еще один параметр, значение которого в последние годы становится все более очевидным, – квалификация сотрудников и, что не менее важно, их мотивация к работе.

Человек, который отвечает за кадровую политику, называется HR-менеджером. Давайте разберемся, чем занимается HR-специалист, что он должен уметь и как получить эту профессию.

Кто такой HR-менеджер

Дословно HR, или Human Resources, переводится как «человеческие ресурсы», что дает ответ на вопрос, кто это – HR-специалист. Как не сложно догадаться, HR-менеджер – это профессионал в сфере управления персоналом.

Стоит проводить четкое разделение между представителями этой профессии и кадровиками. У эйчаров гораздо более широкий круг обязанностей, который выходит далеко за пределы оформления документов при приеме на работу или увольнении.

Обязанности HR-менеджера

Так чем же занимается HR-менеджер? В широком смысле он работает над повышением эффективности сотрудников для увеличения прибыли компании, но это вовсе не значит, что эйчар стремится «выжать все соки» из сотрудников, доведя их до выгорания. Все как раз наоборот: грамотный специалист находит индивидуальный подход к разным людям, чтобы создать для них такую среду, которая будет способствовать профессиональному росту и удовлетворенности от работы.

Вот, что делает HR-менеджер, чтобы достичь результата:

  • ищет новых сотрудников через популярные сервисы поиска работы или переманивает сильных специалистов у других компаний;

  • проводит собеседования и оценивает компетенции соискателей;

  • оформляет документы при приеме на работу/увольнении;

  • разрабатывает систему мотивации, в том числе рассчитывает зарплату с учетом должности и ценности сотрудника;

  • оценивает эффективность отделов и сотрудников;

  • организует повышение квалификации, тренинги и семинары;

  • оценивает удовлетворенность сотрудников условиями работы;

  • помогает новым сотрудникам адаптироваться в компании и планирует мероприятия для сплочения коллектива;

  • разрабатывает стратегию по созданию позитивного имиджа работодателя на рынке труда;

  • готовит аналитические материалы для руководителя.

Навыки HR-менеджера

Задачи HR-менеджера крайне разнообразны, а от его профессионализма зависит комфорт сотрудников и даже успех компании, поэтому такая работа подойдет не всем. Рассмотреть для себя карьеру эйчара стоит людям, которые обладают следующими личными качествами:

  • общительность и умение располагать к себе;

  • умение сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях;

  • инициативность и энергичность;

  • стрессоустойчивость;

  • нацеленность на результат.

В работе с коллективом важно сочетать креативный подход с имеющимися научными данными о психологии личности и группы, а также разбираться в нормативно-правовой базе. Перечислим, что должен знать HR-менеджер:

  • трудовое законодательство;

  • основы делопроизводства;

  • соответствующие разделы менеджмента;

  • подходы к управлению персоналом.

Карьера и оплата труда

Профессия HR-специалиста очень востребована, поэтому для представителей этой профессии открыты самые разные карьерные пути. Три основных формата работы эйчара – это трудоустройство в компанию, работа в кадровом агентстве или фриланс.

На старте карьеры стоит выбрать первый или второй вариант, поскольку новичкам в профессии понадобится наставничество более опытных коллег. А вот составив портфолио с успешными кейсами, можно попытаться набрать клиентов для работы на аутсорсе.

Кроме того, можно развиваться как универсальный специалист, а можно выбрать узкую специализацию – по сфере (IT-рекрутер) или по функционалу (менеджер по обучению и развитию персонала).

Вакансии, которые стоит рассматривать при поиске работы, могут называться по-разному. Обычно – HR-специалист, менеджер по работе с персоналом, рекрутер, специалист по подбору персонала.

Оплата труда зависит от многих факторов, в первую очередь, от опыта, размера компании, функций HR-менеджера в компании и географии. Зарплатная вилка составляет 50-140 тыс. руб. в Москве и 30-100 тыс. руб. в других городах.

Плюсы и минусы профессии HR-менеджера

Разобравшись, что такой HR-специалист, давайте посмотрим на преимущества и недостатки этой профессии.

Плюсы профессии HR-менеджер

  • Много вакансий

  • Интересные задачи, отсутствие рутины

  • Общение с самыми разными людьми

  • Постоянный профессиональный рост

  • Опытные специалисты могут рассчитывать на высокую зарплату

Минусы профессии HR-менеджер

  • Необходимость лавировать между интересами работодателя и коллектива

  • Иногда приходится общаться с трудными и конфликтными людьми

  • Нужно всегда контролировать свои эмоции и демонстрировать доброжелательность

Как стать HR-менеджером с нуля

Образование HR-менеджера играет второстепенную роль – больше ценятся опыт успешной работы и личные качества. Поскольку жестких требований нет, приобрести необходимые компетенции можно несколькими способами.

Высшее образование

Можно рассмотреть три направления подготовки: управление персоналом (38.03.03), менеджмент (38.03.02) и психология (37.00.00). Такие программы есть в большинстве крупных вузов России. Срок обучения в бакалавриате – 4 года, в магистратуре – еще 2 года.

Дополнительное профессиональное образование

Можно получить на базе непрофильного высшего или среднего профессионального образования. Программы ДПО выгодно отличаются своей практической ориентированностью и коротким сроком обучения.

В Академии непрерывного образования профессию HR-менеджера можно освоить на дистанционных курсах профпереподготовки за 1,5-3 месяца. Выпускники получают диплом о профессиональной переподготовке с присвоением соответствующей квалификации.

Условия на рынке труда и подходы к организации процессов в трудовом коллективе очень динамичны, поэтому сильные специалисты никогда не прекращают учиться. Чтобы поддерживать и повышать свою конкурентоспособность, необходимо следить за тенденциями: посещать семинары и конференции, читать статьи и публикации в тематических сообществах, смотреть интервью с экспертами и изучать результаты последних научных исследований.

Хорошая помощь для тех, кто хочет следить за профессиональными трендами, – курсы повышения квалификации. Академия непрерывного образования реализует несколько тематических программ, которые подойдут специалистам по управлению персоналом: https://academedu.ru/povyshenie-kvalifikaczii/menedzhment-personala/


← Возврат к списку

АКЦИЯ ДЛЯ ПЕДРАБОТНИКОВ

Любой курс профессиональной переподготовки 264 ч за 6000

Предложение действует до 31 марта


Хочу учиться


Нужна помощь
в выборе программы?
Оставьте свои контакты и мы поможем вам
выбрать нужное направление обучения

8 800 222-90-30
Звонок по России бесплатный
Личный кабинет
whatsapp tg vk ok